Рудольф (langohrigel) wrote,
Рудольф
langohrigel

История одного документа: "Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР"

НАТО открыло свои архивы в связи с истечением срока секретности.
Много интересного можно найти в них, если владеешь английским языком.
Конечно, так называемые разоблачители "подлой политики Запада" бросились туда очертя голову в надежде найти планы по разрушению СССР или России. Однако не нашли, но все же архивом попытались воспользоваться в своих интересах.
Но при этом как всегда используя свои старые методы замалчивания или передергивания.
Так на поверхность всплыл документ, называемый ими "Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР".
Я бы не взялся за него, если бы не странный стиль изложения, который более характерен не для аналитика, а для пропагандистского слога советских документов.

Начнем с авторства. Автором этой "записки" является некий Dr. C.R.S. Manders. Кто же этот доктор Мандерс?
Доктор Чарлз Мэндерс, получил образование к Королевском колледже Лондонского университета по специальности "физика". С 1941 по 1947 года он состоял на военной службе,  в том числе, проведя два года в качестве лектора в Военном научном колледже. На военной службе он, как физик, работал в ПВО, разрабатывая средства обнаружения воздушных целей (радары). С 1947 году он уже в качестве гражданского служащего работал в Министерстве обороны Великобритании.С 1957 года он работает преподавателем в колледже при том же Лондонском университете, читая лекции по физике, одновременно увлекаясь, как пишется в одном релизе, образованием.  С 1961 года он назначен в качестве научного сотрудника посольства Великобритании в Токио.

 Почему же его "записка" обсуждалась в научном комитете при НАТО и сохранилась в архиве? Дело в том, что в 1959 году в научном комитете НАТО обсуждались вопросы развития науки во всех странах. Учитывая, что представителей СССР при НАТО не существовало, необходимо было получить информацию от хоть сколько-то компетентного человека.
И здесь, без сомнения, возникает вопрос: почему Доктор Мэндерс? Обратили внимание на его увлечения в период преподавания в колледже с 1957 года? В НАТО обратили. Потому как Доктор Мэндерс перевел на английский язык методичку "Учебные планы по специальностям высших технических и сельскохозяйственных учебных заведений" Москва, Советская наука, 1956 год. И издал ее в 1956 году под названием: Soviet technological curricula; transl. form the Russian by C.R.S. Manders. Позднее он еще раз издал брошюру под тем же названием, включив туда перевод учебных планов за 57-60 года.
Таким образом, переведя без всяких купюр методические пособия, изданные в СССР, Доктор Мэндерс вдруг оказался специалистом по советскому образованию и науке...и был приглашен на заседание научного комитета НАТО. Однако, как видно из исследуемой "аналитической записки", и как будет показано ниже, никаким специалистом он не являлся и, более того, его доклад (та самая пресловутая "записка"), являются ничем иным как калькой с "Учебных планов", изданных в СССР. Отсюда и стиль этой записки, более свойственный советскому официальному слогу.

Но ведь наши "разоблачители" выдают эту "записку" как истину в последней инстанции, как доскональное исследование специалистами НАТО советской действительности и как восхищение НАТО советским образованием. Только при этом они скромно замалчивают, что в том же архиве есть и обсуждение этой записки и еще  один доклад человека, который в отличие от Доктора Мэндерса побывал в СССР и смог увидеть все сам, а также использовал более широкие материалы (цитируемые в докладе) для создания объективной картины советского образования и науки.

Второй доклад (на следующий день) был сделан Эдвардом МакКренски, специалистом по исследованию образования, имеющим в своем активе не переводы советской литературы, а множество публикаций по специальности. В основу его доклада лег не просто перевод "Учебных планов", как в "аналитической записке", а достаточно широкое исследование, основанное на том, что в СССР объявлено о реформе высшего образования, и это будет иметь значительные перспективы для развития науки в СССР. Но если уж МакКренски и использует тексты советских изданий, то он не выдает их, в отличии от Мэндерса, за свои исследования, а прямо указывает на источник цитирования.

Кроме того в архиве имеется и обсуждение этого вопроса на заседании научного комитета. По задаваемым вопросам и ответам видно, что Мэндерс может сказать лишь то, что он прочел в "Учебных планах".
Специалисты же НАТО, говоря на заседании о своих впечатлениях от посещения СССР, делают вывод о том, что советское образование и наука идут по стопам США и отстают от США в научном развитии на 10-15 лет. То есть никто в НАТО не воспринял всерьез доклада Доктора Мэндерса, в отличие от последующего доклада МакКренски, который вызвал бурное обсуждение вплоть до вопросов относительно того, делается ли что-то подобное реформе СССР в высшем образовании в странах НАТО.

Получается, что наши "разоблачители" фактически используют никчемный документ для пропаганды достижений СССР, выдавая его при этом за мнение специалистов НАТО.
Tags: Документы, История, Манипуляции, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments