Рудольф (langohrigel) wrote,
Рудольф
langohrigel

Y.M.C.A.

Эта аббревиатура стала широко известна у нас в стране благодаря песне группы Village People.

Однако в остальном мире она была известна и до появления этой песни. Потому что в своей песне Village People поют о  всемирно известной организации - Y.M.C.A. (Young Men’s Christian Association) — Юношеская христианская ассоциация.
Хотя в Советском Союзе о ней не упоминалось, да и на постсоветском пространстве о ней мало слышно, благодаря тому что ее невзлюбила РПЦ, тем не менее, каждый житель СССР и постсоветского государства о ней косвенно слышал, благодаря тому, что именно эта организация прославилась своим скаутским движением, на основе которого в СССР была создана пионерская организация.

Впрочем, речь пойдет не о перипетиях отношения советской власти по искоренению скаутского движения и не о борьбе РПЦ с данной организацией, как с масонской, а о той неоценимой помощи населению России, которую осуществляла эта организация в период своей деятельности в начале 20-го века.

Y.M.C.A. была создана как молодежная организация в 1844 году в целях воспитания, просвещения и здоровья молодых людей. В дальнейшем Y.M.C.A. расширило свои интересы: создавались студенческие союзы, строились гостиницы для малоимущих, ширились благотворительные акции, спортивные мероприятия. Появилось скаутское движение.

В России Y.M.C.A. появилась в 1899 году. С одобрения царя было создано «общество молодых мужчин» в Санкт-Петербурге «Маяк», это была по существу YMCA.

Программа работы содержала классы на французском, немецком, и бухгалтерские курсы в виде популярных лекций. Потом появилась библиотека. Стокс (один из меценатов) настаивал, что общество должно сохранить свой русский характер. В 1908 году лучший оборудованный тренажерный зал в России был построен во дворе общества «Маяк». Успехи общества привлекли интерес царя, который после 1907года выделял пять тысяч рублей в год на развитие общества.

Вот что писала газета «Новое время» 13 (26) декабря 1906 г. №11047.

«Маяк» - общество содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития.

Общество «Маяк» возникло в Санкт-Петербурге по предложению и на средства американского гражданина Джеймс Стокса. Почетным попечителем общества стал принц Александр Петрович Ольденбургский.

Первое помещение общества на Литейном, 30 вскоре стало недостаточным. В 1905 г. Джеймс Стокс купил дом на Надеждинской, 35 и предоставил его для Общества за уплату процентов по закладной.

Посетители «Маяка» бедны, они получают не более 35 руб. в месяц. Право на посещение общества предоставляется по рассмотрении советом каждого отдельного ходатайства и рекомендации посетителя. Плата 5 рублей в год. 32 урока по новым языкам (английский, немецкий, французский), русского правописания, геометрии, алгебры стоят каждый по 3 руб. Духовные беседы, лекции и курсы по истории литературы, физике и т. д., концерты, образовательные и увеселительные экскурсии, осмотры музеев и т. д. – бесплатно.

В «Маяке» существует хор, оркестр, обучение на различных инструментах, гимнастика, обучение на пишущих машинах.

В помещении общества находится читальня, в которой много газет и журналов. Книги выдаются на дом; буфет и комната для игры в шахматы и шашки. Никакие крепкие напитки и никакие игры на деньги в обществе не допускаются.»

Планам по расширению организации в Москве помешала война и революция.

Во время Первой мировой войны Y.M.C.A. осуществляла помощь на фронте, устанавливая дополнительные госпитали и обеспечивая снабжение едой и жильем пострадавшего, в результате военных действий, населения, а также оказывая помощь солдатам.

С приходом большевистского режима работа Y.M.C.A. в России фактически прекратилась, многие работники из русского персонала Y.M.C.A. были арестованы.

Однако благотворительная деятельность Y.M.C.A. в отношении населения России на этом не закочилась.


Y.M.C.A. оказывала помощь беженцам из России за границей, предоставляя жилье и необходимую материальную и медицинскую помощь на первых этапах.

В 1917 году филиал Y.M.C.A. был основан во Владивостоке.

Работа Y.M.C.A. на Дальнем Востоке продолжалась, как деятельность по оказанию помощи, в основном в Сибири, а также среди русского населения в Харбине.

Y.M.C.A. закупала и арендовала вагоны для беженцев, снабжала их продовольствием и предметами первой необходимости, одеждой и медицинской помощью.

бежнцы ИМКА



Одновременно Y.M.C.A. проводила и учебную работу


Деятельность Y.M.C.A. вызывала большое недовольство большевиков.

Однако, справедливости ради, надо сказать, что принципиальная позиция руководства Y.M.C.A., которое не собиралось участвовать ни в каких конфликтах, а также оказывать помощь какой-либо воюющей стороне на территории России, также вызвало недовольство Колчака.

Как пишет генерал Грейвс (командующий американским экспедиционным корпусом в Сибири),
"
Y.M.C.A. в Сибири вели себя в достойных, лучших традициях этой организации. Г-н Фелпс, руководитель Y.M.C.A., был человек с характером, человек принципов, человек с высокими идеалами долга, и человек, который не может отклониться от своей концепции долга. 20 октября 1919 года Генеральный консул США телеграфировал г-н Фелпсу следующим образом:

"Что касается ваших трудностей с таможенными властями Владивостока, я получил сообщение от министра финансов, что он имеет в своем распоряжении определенную информацию, что шкуры были приобретены YMCA с целью экспорта, и что они содержатся на хранении во Владивостоке. Поскольку вывоз тяжелых шкур запрещен, они, таким образом, готовы рассматривать возможность YMCA любого другого экспорта и импорта."

Для этого обвинения не было никакого основания, и это был предлог, чтобы досадить Y.M.C.A. На самом деле, правительство Колчака пыталось заставить Y.M.C.A. стать военным поставщиком Колчака, как это было с Красным Крестом, и когда Y.M.C.A. отказалась, они стали делать ей неприятности в каждом случае, как только у них появлялась возможность. "

Деятельность Y.M.C.A. продолжалась в Сибири до того пока союзные войска не покинули территорию России.

Сегодня благотворительная деятельность Y.M.C.A. незаслуженно забыта и вычеркнута стараниями советской власти из истории страны. Современные историки, в основном, исследуют в своих работах деятельность Y.M.C.A. как молодежного движения. С этой точки зрения характерна диссертация «Всемирное христианское молодежное движение в России в конце XIX - начале XX вв.» Алексеевой И. А.

Однако, благодаря деятельности Y.M.C.A. в Сибири и, в последствии, в Европе, множество жителей России сумели пережить тяжелейшие годы гражданской войны и последующей эмиграции.

Tags: История, мне интересно, страна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments